Лет двадцать назад один знакомый журналист сказал мне - никогда не пиши по горячим следам, но и не передержи материал. Ибо в первом случае
могут преобладать эмоции и непроверенные факты, а во втором - материал может потерять свою остроту и актуальность.
История, о которой я хочу рассказать, давняя. Но, как мне кажется, за эти годы она не только не потеряла свою остроту и актуальность,
а наоборот, получает новый поворот и новое, непредсказуемое по последствиям продолжение.
История эта наглядно показывает как, оказывается, могут совершаться научные открытия. И подтверждает давно известную истину, что
образованность и порядочность, увы, не всегда взаимосвязаны.
О горе Вотто-Ваара и ее культовых памятниках, я думаю, знают многие не только в Карелии, но и за ее пределами. В прессе и по
телевидению неоднократно публиковались и показывались материалы об этом своеобразном месте.
Разные авторы, в меру своих возможностей, зачастую со слов неких "очевидцев", пытаются приписать Вотто-Вааре несуществующие явления
или придать горе очередной миф.
Не скрою, каждый новый материал о горе вызывает у меня не только известный интерес, но и возмущение. Для меня совершенно очевидно, что все эти публикации преследуют
одну, ничего общего не имеющую с наукой, цель. А именно: подогревая интерес к Вотто-Вааре, приписывая ей несуществующие мифы и явления, пустить ее в коммерческий оборот.
А для этого уже недостаточно говорить о Вотто-Вааре как о самом южном из пока известных мест сосредоточения культовых памятников -
"сейдов". Очевидно, что для разного рода дельцов желательно, чтобы и НЛО там приземлялись, и компас с часами там не работали, и птицы ее стороной облетали, и зверь там не водился и прочий, прочий
бред. Вот уж воистину - в "бизнесе" все средства хороши. И чем чудовищнее и нелепее ложь, тем быстрее в нее поверят.
Бог с вами, шарлатаны "от науки" и разного рода проходимцы.
Не будь Вотто-Ваары, вы бы все равно нашли объект приложения своих сил. А интересовать она вас будет до тех пор, пока на ней можно будет заработать.
Впрочем, все по порядку...
Когда в 1978 году я стал заниматься поисковой работой, я и не предполагал, что это станет неотъемлемой частью моей жизни. Но
получилось так, что поиск следов партизанской бригады И.А.Григорьева, воевавшей в наших лесах летом 1942 года, и гора Вотто-Ваара будут тесно связаны все эти годы. И все эти годы надо будет
доказывать, казалось бы, очевидные вещи. Но, как оказалось, они никому не были нужны тогда, и уже тем более никому не нужны сегодня.
Если вы спросите о Вотто-Вааре у жителей близлежащих поселков Гимолы или Суккозеро, уверен, большинство ничего толком не скажет. Если
же спросите о "Смерть горе", думаю, ответят многие. Впрочем, и они вряд ли скажут, где она, и что на ней происходило. В лучшем случае вам скажут: кто-то с кем-то воевал, да и только.
Показателен в этом смысле случай, произошедший с одним из моих знакомых. Он привел на настоящую "Смерть-гору" своих сыновей и спросил:
"Вы знаете, кто и с кем здесь воевал?", и получил ответ: "Русские с немцами и хохлами!" Вот так, ребята - как говорится, приехали!
У многих Вотто-Ваара и "Смерть гора" ассоциируются как одно целое. В действительности же это две разные высоты. Вотто-Ваара - это
высота с отметкой 417 метров, а "Смерть гора" - это высота 264,9, что в пяти километрах юго-восточнее.
В статье "НЛО и тайны горы Вотто-Ваара" (Комсомольская правда, 30 апреля 2003 г.) автор пишет, что "второе название "Смерть гора" дали Вотто-Вааре местные жители
из-за культовых жертвоприношений, которые когда-то здесь совершались". Очередной бред!
Вообще, я посоветовал бы тем, кто будет писать на эту тему и ссылаться на местных жителей, указывать конкретные фамилии. Дело в том,
что образ жизни некоторых моих земляков таков, что многие не помнят даже, что с ними было вчера, не говоря уже о более раннем периоде или о каких-то там жертвоприношениях.
Понятие "Смерть гора" или "Сопка смерти" в действительности связаны с высотой 264,9 и событиями, которые происходили на ней в конце
июля 1942 года. А именно - 12-часовой бой, гибель более ста партизан и командира партизанской бригады И.А.Григорьева. Отсюда и первое название "Сопка смерти".
В пятидесятых годах в районе высоты 264,9 велись лесозаготовки, и рабочие стали находить останки погибших партизан. Среди прочего
военного снаряжения, найденного у погибших, оказался миномет. Так появилось второе название - "Минометная скала". Которое, однако, вскоре вытеснило другое название - "Смерть гора", также данное
местными жителями из-за большого количества погибших партизан, которых находили и находят по сей день на высоте 264,9 и в ее окрестностях.
Почему местные жители и по сей день путают Вотто-Ваару с настоящей "Смерть горой", тоже объяснимо. Во-первых, это опять же связано с
партизанской бригадой, отходившей после боя на высоте 264,9 по восточному склону Вотто-Ваары и оставившей на тропе умерших от голода и ран партизан. Во-вторых, сработал известный принцип "слышал
звон, да не знаю, где он".
В любом случае, название "Смерть гора" определенно связано с событиями времен войны. И не только бригадного похода, но и с другими
трагическими историями, происходившими в окрестностях Вотто-Ваары в 1941-1944 годах. Но это - отдельная, практически не изученная тема.
Мое заочное знакомство со "Смерть горой" состоялось еще в 1968 году. Естественно, ни о каких камнях тогда разговора не было. Многие
связывали это место с какими-то событиями, произошедшими в годы войны, а ребята повзрослее ходили в те места трофейничать. Как бы то ни было, но желание побывать на той загадочной "Смерть горе"
возникло еще тогда. Осуществить свою мечту я смог только через 10 лет.
Зимой 1978 года мне в руки попалась книга Д.Я.Гусарова "За чертой милосердия". Прочитав ее, я понял, что "Смерть гора" и описываемые в
книге события как-то связаны между собой. Дождавшись лета, мы вместе с братом Валерой отправились на поиски этой загадочной горы. Тогда у нас не было точных карт - была лишь карта лесфонда.
Пришлось вести поиск по описанию в книге: "С края обрыва открывается просторный вид на болота и озера внизу, на небольшую речку Тяжа, место чистое и светлое..." Когда я попытался переложить это
на имеющуюся у нас карту, получилось сразу три похожих места, с тремя речками под названием Тяжа.
Первые наши походы на поиск следов бригады мы начали от озер Еконлампи и Кей-Вотто, что в пяти километрах севернее Вотто-Ваары. Шли по
компасу. Помню, как поразили нас тогда те места с резко выраженным рельефом, с чистыми светлыми сосняками на возвышенностях и вековыми елями в распадках, в которых еще до середины июня лежал
снег. Прекраснейшие места, от которых, увы, уже не осталось и следа.
В этом первом походе мы вышли в район "мертвых ламбин".
Недалеко от этих ламбин мы столкнулись с первым "сейдом". Естественно, тогда мы ничего не знали о "сейдах", тем более он был небольшой, а на его вершине была сложена
пирамида из мелких плоских камней. Сначала я подумал, что это партизанский "маяк". Тем более, как мы вскоре узнали, находился он неподалеку от партизанской тропы. Но чуть дальше мы обнаружили
другой такой же камень, потом третий. Стало ясно, что это нечто другое, но определенно связанное с деятельностью человека. Не знаю с чего, но в голову вдруг пришла мысль, что здесь должны быть
наскальные рисунки. Стали обследовать близлежащие скалы, но ничего, кроме новых "сейдов" не нашли.
До глубокой осени мы обследовали Вотто-Ваару в поисках следов бригады. Однако, хотя к нам и присоединился младший брат Юрий, следов
бригады мы не нашли. Но с каждым походом расширялся район поиска. Поражало место - растительность, скалы, прекраснейший вид с горы и все новые и новые "сейды". Одни - огромные "великаны", другие
- плоские "лягушки", "медведь" и т.д. Потом нашли "лестницу". Правда, особого значения мы ей не придали - она явно природного происхождения, подобные "лестницы" попадались нам и в других местах.
Но вот впадина в центре горы или "кратер", как мы ее тогда назвали, нас заинтересовал. Фотоаппарат всегда был с нами и в моем архиве сохранились фотографии тех первых наших походов.
На следующий год, уже в составе поисковой группы, мы продолжали поиск партизан и обследование Вотто-Ваары. Сейдов было так много, что
стало ясно - надо делать съемку местности и нанести на нее все обнаруженное нами. Но сделать это мы не успели. В 1981 году мы вплотную занимались поиском партизанского отряда "Мстители",
пропавшего без вести в августе 1942 года. Район поиска находился далеко от Вотто-Ваары. И посещать ее так часто, как это делали раньше, мы не могли.
Начиная с 1978 года, когда для меня стало ясно, что Вотто-Ваара с ее необычными камнями представляет собой историческую ценность,
начинается борьба за гору. Тогда же мне стало ясно и другое, что лесосырьевая база скоро будет исчерпана, и Вотто-Ваара с ее культовыми памятниками как туристический объект будет востребована.
Тогда я попытался доказать, что на Вотто-Вааре надо сохранить не только культовые памятники, но и близлежащие леса, все это в целом, бесспорно, представляло бы собой интереснейший
объект.
До 1990 года я тщетно пытался привлечь внимание специалистов к Вотто-Вааре и сохранению ее культовых памятников. К тому времени я уже
точно знал, что эти камни называются "сейдами".
Мы по прежнему посещали Вотто-Ваару поисковой группой и первый поход для новичков мы обязательно проводили и проводим к "сейдам". Это
уже традиция с 25-летней историей. Эти походы мы проводим не только для познавательных целей, но и в память наших поисковиков, которых уже нет с нами.
Почему за 12 лет мне так и не удалось обратить внимание специалистов к Вотто-Вааре, сказать трудно. Практически всегда, когда мы
писали о поиске, мы обращали внимание и на "сейды". Я неоднократно говорил об этом в разных инстанциях. Во время одной из встреч в Совмине Республики я также просил прислать специалистов для
обследования Вотто-Ваары, просил об этом и писателя Д.Я.Гусарова. Нельзя сказать, что меня не слушали. И вроде даже соглашались, обещали разобраться, но реальных дел так и не
последовало.
А в это время лесозаготовки уже вплотную подходили к Вотто-Вааре. Суккозерский леспромхоз и Гимольский лесопункт уже тогда находились
в состоянии агонии. Позиция временщиков делала свое дело. Так продолжалось 12 лет.......
...Летом 1990 года житель нашего поселка С.Супрон сказал мне, что на берегу оз.Суккозеро работает археологическая экспедиция. Так я
познакомился с Марком Шахновичем, рассказал ему о "сейдах", показал фотографии. Когда мы в первый раз привезли его на Вотто-Ваару, к моему разочарованию, особого впечатления сейды на него не
произвели. Во всяком случае он пытался убедить нас, что камни эти природного происхождения, а если и стоят на "ножках", то в результате выветривания или вымывания грунта.
Я знал, что Марк не специалист по "сейдам", и со своей чисто обывательской точки зрения пытался доказать ему обратное.
Сейчас, после всего произошедшего в дальнейшем, я часто вспоминаю тот момент и думаю, почему наш "друг" так себя тогда повел? Или он
действительно не придал значения увиденному, или как человек, бесспорно, умный, сразу смекнул, что свалилось ему в руки и как это пустить в оборот. Не знаю. Как бы то ни было, но
расстались мы в тот раз каждый при своем. Правда, Марк обещал рассказать о нашей находке специалистам, занимающимся "сейдами".
28 мая 1991 года я получил письмо от сотрудника музея "Кижи" Игоря Мельникова:
"Здравствуйте, Сергей Михайлович. Вам пишет сотрудник музея "Кижи" Мельников Игорь Валерьевичу по следующему поводу. Не так давно мой знакомый коллега, сотрудник
Карельского краеведческого музея Марк Михайлович Шахнович сообщил мне, что находился в командировке, "совершенно случайно" он встретился с Вами и Вы рассказали ему об оригинальных камнях -
"сайдах", т.е. крупных камнях-валунах, установленных на ножки 3-4 камня меньших размеров, которые находятся где-то в Муезерском районе. Как мне представляется, данные камни являются культовыми
памятниками древних саамов. Поскольку я по роду своей деятельности в музее "Кижи" связан с изучением таких памятников, то меня эта информация очень заинтересовала, и побудила написать Вам это
письмо. Не могли бы Вы Сергей Михайлович хотя бы в общих чертах, ответить мне на следующие вопросы:
1. Где располагаются камни?
2. Каково их примерное количество?
3. Как долго и сложно до них добираться, можно ли обернуться за одни день?
4. Не могли бы Вы, в случае организации музеем "Кижи" экспедиции по исследованию этих камней, показать их?
Когда, по Вашему мнению, это удобно было бы осуществить и т.д..."
И из этого письма для меня стало совершенно очевидно, что Марк явно слукавил, говоря о нашей "совершенно случайной" встрече. Я искал
эту встречу со специалистом 12 лет! И, когда такой "специалист" оказался рядом, я не мог этим не воспользоваться. Я уже не помню, почему сотрудничество с Мельниковым Игорем у нас не получилось. Я
встречался с ним, и производил он впечатление порядочного человека.
Через год я получил открытку от Марка Шахновича:
"Уважаемый Сергей Михайлович!
Прошло два года (с 1990г.). когда Вы мне сообщили о "сейдах" в районе п.Суккозеро. Данные я эти различным ребятам давал, но, как видно, руки у них не доходят. В
этом году в рамках сплошной инвентаризации памятников археологии я хочу приехать и снять план с них. Возникает несколько вопросов: Кто и как поможет туда добраться? Когда лучше приехать? (Лучше
всего не на выходные, чтобы отметить командировку) Буду очень признателен, если вы откликнетесь на мою просьбу..."
Естественно, и откликнулись, и помогли, как и делали всегда.
И чем не без успеха пользовались многие... И не только в случае с Марком, но и в поиске...
В одном я благодарен Марку - он научил нас осторожности по отношению к пришельцам с "Большой земли". Во время одной из встреч я
предупреждал Марка: если он будет писать о Вотто-Вааре, не использовать слово "открытие". "Открыли" ее давно - еще до нашего прихода на гору она, пусть и не часто, но все же посещалась людьми.
Уже тогда на скалах можно было прочитать автографы типа "Игорь + Лена = любовь". Уже тогда рабочими Гимольского лесопункта были разрушены многие "сейды". Я встречался с некоторыми из них. По их
признанию, им и в голову не приходило, что эти камни представляют какую-то ценность. Но зато как красиво они падали! Поэтому так и получилось, что мы, первые, увидевшие в этих камнях историческую
ценность, отдавшие столько лет, чтобы привлечь к Вотто-Вааре внимание специалистов, сами не считали это открытием. Увы, к сожалению, Марк показал нам, что можно поступить и по
другому...
Сначала ребята сказали мне, что по радиоточке шла передача, в которой говорилось об "открытии" Марком на горе Вотто-Ваара "сейдов".
Честно говоря, я не поверил. И только когда мне в руки попал вестник "Краеведческого музея", где было написано дословно:
"За семь лет деятельности археологической экспедиции Карельского краеведческого музея (1987-1993гг.) наиболее значительным событием было открытие летом 1992 года
неизвестного ранее культового памятника на горе Вотто-Ваара" и т.д.
стало ясно, что Марк меня обманул.
В наших глухих местах постороннему человеку трудно остаться незамеченным, и уж тем более группе людей. И мы, естественно, знали о
каждом приезде Марка на Вотто-Ваару. "Опять твой Марк туристов на гору притащил", - говорили друзья.
Но, понятно, Марку мы уже были не нужны. Да и у меня, честно говоря, после всего произошедшего не было желания с ним встречаться. И
наши дороги окончательно разошлись. Кто знает, как бы развивались события, если бы вместо Марка оказался бы другой человек. Может, сегодня все бы знали не только Вотто-Ваару и озеро Пизанец,
которое мы по глупости "подарили" Марку, но и о других, бесспорно уникальных местах, по своему значению, я уверен, не менее значимых, чем Вотто-Ваара.
Годы поисковой работы приучили нас к наблюдательности в лесу. И мы, помимо поиска погибших, совершая дальние походы, искали места
подобные Вотто-Вааре и, надо сказать, не без успеха. На сегодняшний день я знаю много других уникальных мест - это и сейды, и странные кладки из камней, которые я не встречал в других местах, и
что-то наподобие рисунков на скалах, не выбитых, а нанесенных на скалу каким-то материалом вроде краски. Это и странные рыбки, и водяные жуки больших размеров. Конечно, все это требует
исследования специалистов и ученых...
Удивляет другое - почему до сих пор все это остается для них неизвестным? Многие из этих мест находятся недалеко от населенных
пунктов, доступны для посещения и не требуют больших финансовых затрат, хотя бы на первом этапе. Или опять, как в нашем случае, надо тащить "специалистов" за уши? Правда, после истории с
Вотто-Ваарой, глядя, что творят с ней люди, невольно думаешь, а стоило ли все это затевать? Может, пускай и дальше эти места остаются неизвестными для человека?..
Гору Вотто-Ваару с каждым годом посещает все больше и больше людей. Кого здесь только не встретишь! Меня уже не удивляют вопросы: а
встречались ли вам лесные духи? Или советы, как вести себя, если к вам в палатку явится... ведьма.
Честно говоря, первое время я с трудом сдерживал смех, но общаться с этими странными ребятами было все же приятнее, чем с некоторыми из диких туристов. Подкупает их
убежденность и вера. Просто удивительно, что в этом "дурдоме" еще кто-то во что-то верит!
Есть и другая категория - "пришельцы". Что они делают на Вотто-Вааре, одному богу известно. Встречаясь порой с ними я вижу, что эти
искатели приключений совершенно не приспособлены к жизни в лесу. И к концу своего пребывания на горе они действительно становятся похожими на лесных духов. Но вот пакостный след после себя порой
оставляют ощутимый - это не только консервные банки, незатушенные кострища и поломанные деревья, но и самое страшное - разрушенные "сейды". Делают это, несомненно, приезжие. Местному населению
просто не до того - оно занято выживанием. Ему уже ни до духов, ни до "сейдов".
Вместе с тем на горе появляются новые кладки из камней, которых не было раньше, так называемый "новодел". Не удивлюсь, если горе
Вотто-Вааре скоро припишут очередной нелепый миф. Совершенно очевидно, что Вотто-Ваара с ее культовыми памятниками, пусть и с опозданием, но требует защиты. При существующих темпах посещения горы
людьми и их неадекватном поведении смотреть на горе скоро будет просто нечего.
Очевидно и другое - именно под предлогом охраны "сейдов" Вотто-Ваару пытаются прибрать к рукам и пустить ее в оборот.
Правда, те, кто вынашивает эти планы, должны учитывать одну деталь. Это низкий уровень жизни местного населения. Ни для кого не секрет, что туристы-водники, идущие
сплавом по рекам, стараются встать на стоянку подальше от населенных пунктов. Пешеходники тоже уходят подальше от местных. Жизнь столичного мегаполиса и глубинки - это далеко не одно и то же. По
признанию туристов, убогость бытия местного населения смазывает все положительные эмоции от посещения Карелии.
Близлежащие к Вотто-Вааре населенные пункты Гимолы и Суккозеро обречены на вымирание: если в Суккозеро, благодаря железной дороге и
кварцитам, есть хотя какая-то надежда, то в Гимолах беспросветная неизвестность. А отсюда и пьянка, и полная апатия к жизни многих из моих земляков. Сегодня они видят, на каких дорогих машинах
приезжают отдыхающие, как нагло, по-хамски зачастую себя ведут. Только дурак думает, что это пройдет бесследно. Происходит аккумулирование злобы и ненависти к богатым чужакам, и я нисколько не
сомневаюсь, что спокойной жизни у приезжих не будет. Такова уж суровая действительность и от нее никуда не денешься.
Не скрою, есть у нас и свои виды на Вотто-Ваару. На сегодня мы уже не в состоянии вести полноценную поисковую работу - государство,
заставившее нас официально зарегистрироваться, обложившее налогами(!) редкую спонсорскую помощь, опять оставило нас один на один с проблемами поиска погибших в годы Великой Отечественной
войны.
Сегодня, чтобы вести людей в поиск, их надо одеть, обуть, накормить, приобрести недешевое оборудование. Все это требует немалых средств. А
где их взять? Поэтому несколько последних лет мы активно пытаемся зарабатывать на туризме. Если у нас это получится, то мы сможем не только заниматься военным поиском, но и создать рабочие места
для наших поисковиков, что в нынешней непростой ситуации очень важно.
Но услышат ли нас сейчас или победит богатый дядя с толстым кошельком - покажет время.
Конечно, писать о Вотто-Вааре можно было бы и дальше. Еще немало копий будет переломано вокруг культовых памятников и их происхождении
- огромное поле деятельности как для науки, так и для разного рода фальсификаций. Так что точка в истории с Вотто-Ваарой будет поставлена еще не скоро.
Скажу лишь одно: на сегодня нет человека, который бывал бы на Вотто-Вааре больше и чаще меня. Вот уже более двадцати пяти лет я регулярно
хожу на Гору. Бываю на ней в разное время, часто ночую там. Но не помню случая, чтобы на Горе у меня отказал компас или вдруг остановились часы! За эти годы я поднимался на гору с разных
направлений, исходил ее вдоль и поперек. И всегда без компаса, и уж тем более навигатора, выходил туда, куда хотел. И уж тем более я не видел на горе каких-либо неопознанных летательных объектов,
духов, ведьм и привидений! Хотя в невнимательности меня упрекнуть трудно.
Побывать на Вотто-Вааре, конечно же, стоит. Уверен, большинство из вас испытает те же чувства, что испытываю и я, бывая на ней. Лучше
всего побывать на горе в период белых ночей. С западного склона горы перед вами откроется прекраснейший вид на близлежащие окрестности!
Когда смотришь на это Чудо природы невольно думаешь, как все же мало нужно человеку...
Столетия назад, ценой огромных усилий наши предки создали этот уникальный культовый памятник. Сохраним ли мы его? И что оставим будущим поколениям после себя?
Сергей Симонян